Министерство образования Российской Федерации

 

Московский художественно-промышленный институт

 

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

 

Утверждаю

 

Проректор по научно-методической работе

____________________________________

 

 

 

 

Учебная  программа дисциплины

 

 

«Экономика предприятия»

по специальности «Дизайн» (052400)

 

 

 

 

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин  от ____________________________

 

 

Составлена преподавателями  кафедры     

 

 

 

 

 

 

 

Зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин

____________________________Прошина Л.М.

 

 

 

 

 

Москва, 2007 г.

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1.         Цель курса:

  Главная цель курса - формирование у студентов основ экономического мышления, понимание  деятельности первичных производственных звеньев, получение студентами теоретических знаний об основах экономической деятельности предприятий и процессе бизнес-планирования; формирование практических навыков в сфере экономического анализа и планирования.   

   Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов прочных знаний в области экономики предприятия, а также практического их применения, приобретение студентами умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в качестве специалистов- дизайнеров на предприятиях любой формы собственности .

Структура и содержание курса соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности-052400 «Дизайн».

    Основная задача курса – развитие у студентов высокой культуры экономического мышления и способности умелого использования полученных знаний при проведении финансово-экономического анализа функционирования предприятия с использованием современных методов расчета прибыли, эффективности и рентабельности производственно-хозяйственной деятельности, экономии издержек производства и обращения.

    В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление:

- об экономических основах функционирования предприятия;
- о составе и структуре экономических ресурсов предприятия сновных и оборотных средствах, трудовых и финансовых ресурсах;
- о методах оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, эффективности использования его экономических ресурсов.

    Форма проведения учебных занятий: обзорные лекции, самостоятельная работа студентов над учебным курсом.
    Форма контроля: аттестация, выполнение домашних контрольных заданий, реферативная работа, зачет.

 

. 2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕГО ИЗУЧЕНИЮ

    Курс “Экономика предприятия” включает 16 тем.
    В первую часть включены три темы, которые раскрывают роль и место предприятия в системе рыночных отношений, дают представление о его внешней и внутренней среде.
    Вторая часть включает семь тем, дает понятие о факторах производства - основных, оборотных средствах, персонале и финансовых ресурсах предприятия. Рассматриваются принятые сегодня в хозяйственной и учетной практике классификации и система показателей экономических ресурсов. Особое место занимает тема “Оплата труда”, в которой изложено содержание современных форм оплаты труда, в том числе отдельных категорий работников предприятия.
    Третья часть содержит шесть тем, раскрывает сущность методик оценки количественных и качественных показателей деятельности предприятия – производства и реализации продукции, финансовых результатов хозяйственной деятельности, эффективности использования экономических ресурсов. В данном контексте рассматриваются сущность затрат и себестоимости продукции, дается характеристика ценовой политики предприятия, системы налогообложения предпринимательской деятельности.

 

Тематическая структура курса.

Тема 1. Предприятие в системе рыночных отношений.

    Понятие и основные признаки предприятия. Предприятие как имущественный комплекс предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предприятий. Основные цели и задачи предприятия. Механизм функционирования предприятия в системе рыночных отношений.

   Предприятие как организация индивидуальной или совместной предпринимательской деятельностисуществление предпринимательской деятельности на свой риск; инициативность; самостоятельность; осуществление предпринимательской деятельности от своего имени и под имущественную ответственность.

Тема 2. Внешняя и внутренняя среда предприятия.

    Внешняя среда и ее состав. Предприятие и государство. Внутренняя среда предприятия. Структура предприятия.

    Любое предприятие как субъект предпринимательской деятельности. Формы собственности предприятий: частная; государственная; собственность общественных организаций (объединений); смешанная собственность; собственность совместных предприятий. Факторы внешней среды предприятия. Факторы прямого и косвенного воздействия.  Факторы прямого воздействия: государство (законодательные органы, финасово-кредитная система, налоговые организации, средства массовой информации, и т.д.), поставщики, потребители, конкуренты. Внешние факторы косвенного воздействия : экономические факторы, технические факторы и технология, социальные факторы и политические. Внутренняя среда предприятия.

Тема 3. Предприятие и рынок как объекты маркетинга.

Маркетинг - особая философия предпринимательства. Комплекс инструментов (методов, методик, приемов и т.д.), с помощью которых предприниматель изучает ситуацию на рынке и воздействует на него. Функция управления: планирование, организация, контроль, стимулирование и руководство рыночной деятельностью предприятия.
Тема 4. Факторы производства

    Понятие и классификация факторов производства.

Тема 5. Основные средства

    Понятие основных средств. Состав и структура основных средств. Оценка основных средств. Износ и амортизация основных средств. Формы воспроизводства основных средств. Аренда основных средств. Лизинг.

Классификация по составу в зависимости от характера выполняемых функций. Основные средства  производственные и непроизводственные,  собственные и арендованные, активная и пассивная часть. Соотношение стоимости отдельных групп основных средств к их общей стоимости характеризует структуру основных средств.
    Учет основных средств. Способы оценки основных средств: 1) по первоначальной, 2) по восстановительной и 3) по остаточной стоимости.

Тема 6. Нематериальные активы

    Понятие и состав нематериальных активов.

1. Интеллектуальная собственность как исключительные права граждан и юридических лиц на результаты творческой деятельности (объекты промышленной собственности, объекты авторского права, “ноу-хау”);
2. Права пользования земельными участками и природными ресурсами;
3. Организационные расходы.

Тема 7. Оборотные средства

    Понятие, состав и структура оборотных средств. Кругооборот оборотных средств. Источники формирования оборотных средств. Нормирование оборотных средств. Простое и расширенное воспроизводство основных средств.    

    Денежные средства оборотных средств.

Тема 8. Трудовые ресурсы предприятия

    Понятие, состав и структура персонала предприятия. Изучение численности и движения трудовых ресурсов предприятия. Определение численности работников различных групп и категорий. Мотивация труда.

Тема 9. Оплата труда

    Социально-экономическая сущность оплаты труда. Тарифные условия оплаты труда на предприятии. Надтарифные условия оплаты труда. Состав и структура заработной платы работника. Формы и системы оплаты труда рабочих. Бригадная форма организации и оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда. Оплата труда руководителей и специалистов. Расчет заработной платы за непроработанное время. Удержания из заработной платы работника. Фонд оплаты труда предприятия. Фонд потребления предприятия. Налоги и платежи предприятия с расходов на оплату труда. Совершенствование системы оплаты труда.

Тема 10. Инвестиционная деятельность и финансы предприятия.

    Экономическая сущность и процесс инвестирования. Методика оценки эффективности инвестиционных проектов. Источники инвестиций в финансовой системе промышленного предприятия.

Тема 11. Производство и реализация продукции

    Показатели объема производства продукции. Показатели объема реализации продукции. Производственная мощность предприятия и ее взаимосвязь с показателями объема производства продукции.

Тема 12. Затраты и себестоимость продукции

    Сущность и классификация издержек. Понятие себестоимости продукции (работ, услуг). Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции. Издержки предприятия как денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. Основные направления снижения издержек.

Тема 13. Ценовая политика предприятия.

    Теоретические основы ценообразования. Система цен и их классификация. Порядок ценообразования.

Тема 14. Финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.

    Прибыль как экономическая категория. Прибыль балансовая и чистая

Формирование и использование прибыли предприятия. Понятие и показатели рентабельности.

Тема 15. Налогообложение предпринимательской деятельности.

    Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации. Основные виды налогов на предпринимательскую деятельность.

    Функции налогообложения: фискальная и регулирующая. Прямые и косвенные налоги. Акцизы.

Тема 16. Показатели эффективности использования экономических ресурсов предприятия. Планирование экономической деятельности.

    Понятие эффективности производства. Система показателей эффективности использования ресурсов. Показатели эффективности использования основных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов. Бизнес-планирование как процесс. Место бизнес-планирования в процессе управления.

   


 3Нормативно-методические материалы:

 

Содержание курса соответствует стандарту, утвержденному Министерством общего и профессионального образования РФ, а также программе курса «Экономика предприятия», принятой на кафедре социально-экономических и гуманитарных дисциплин МХПИ. В учебном курсе «Экономика предприятия», изучаемом студентами института, учитываются особенности образовательной подготовки дизайнеров, в частности хорошая гуманитарная подготовка, развитое абстрактное и строгое логическое мышление, способность воспринимать различные функциональные построения и зависимости. Суть авторского подхода выражается в предельно кратком изложении теоретических положений и за счет этого в подробном  рассмотрении  реальных экономических процессов, а также вопросов

практического применения получаемых знаний в будущей специальности.

 

3.1. Формы и особенности организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов:

 

Организация учебного процесса (3 курс, 6-й семестр) построена на еженедельном чтении двухчасовой лекции и на проведении самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов, изучающих курс “Экономика предпрития”, рассматривается как одна из важнейших форм творческой деятельности студентов по преобразованию информации в знания. В структуру самостоятельной работы входит работа студентов на лекциях и над текстом лекции после нее, в частности, при подготовке к контрольной работе и зачету; подготовка к семинарским занятиям (подбор литературы к определенной проблеме; работа над источниками; составление реферативного сообщения или доклада и пр.).

         Важнейшей формой самостоятельной работы студентов является реферативная работа. Студент может: 1) выбрать одну из приводимых ниже возможных тем рефератов и, самостоятельно подобрав литературу (3-5 источников), написать реферат или 2) отреферировать одно из предлагаемых оригинальных культурологических произведений. Проверкой усвоения материала служит промежуточное и итоговое тестирование студентов перед сдачей экзамена.

               Рейтинговая система оценки (РСО) принята в МХПИ  для повышения контроля и улучшения качества образовательного процесса. РСО обеспечивает возможность осуществления эффективного учёта успеваемости и усвоения учебного курса. Принятая для расчёта рейтинга 100-бальная шкала позволяет реально оценить выполнение каждым студентом всех составляющих элементов учебного плана.

              Расчёт рейтинга представляет собой сумму баллов, которые набраны в результате семестровой работы. Система РСО и её критерии доводится до каждого студента в начале семестра и оформляется специальным рейтинговым соглашением. В качестве «контрольных точек» в неё закладывается выполнение выдаваемых  заданий и результаты промежуточного контроля.

3.2. Требования к уровню освоения содержания курса:

Важнейшим требованием к усвоению курса является умение самостоятельно и логически последовательно объяснять во время собеседования, выступления на семинарах основные положения изучаемых тем.

Поскольку студенты хорошо владеют компьютером, то в качестве самостоятельной работы ставится задача поиска дополнительной информации в Интернете с последующими сообщениями на семинарских занятиях.

 

 

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

 

Наименование разделов, тем

Всего

часов (общая трудоемкость)

Распределение занятий

лекции

 

Самостоятельные занятия

 

Раздел 1. Общая характеристика  предприятия

1

Предприятие в системе рыночных отношений

1

2

2

Внешняя и внутренняя среда предприятия

6

 

2

4

3

Предприятие и рынок как объекты маркетинга

4

 

2

2

 

Раздел 2. Основы рыночной деятельности предприятия

4

Факторы производства

4

2

2

5

Основные средства

4

 

2

2

6

 Нематериальные активы

 

3

 

2

 

2

7

Оборотные средства

4

2

2

8

Трудовые ресурсы предприятия

 

6

 

2

 

4

9

Оплата труда

 

4

 

2

 

2

10

Инвестиционная деятельность и финансы предприятия

4

2

2

Раздел 3. Определение эффективности работы предприятия.

11

Производство и реализация продукции

 

 

4

2

 

2

12

Затраты и себестоимость продукции

4

2

2

13

Ценовая политика предприятия

 

4

2

 

2

14

Финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.

 

6

 

2

 

4

15

Налогообложение предпринимательс-кой деятельности.

 

 

4

 

2

 

2

16

Показатели эффективности использования экономических ресурсов предприятия. Планирование экономической деятельности.

 

6

4

2

 

Всего

70

34

36

 

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

По итогам проводится зачет.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

 

5.1 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ

 

1.      Предпринимательство: сущность и формы.

2.      Субъекты предпринимательства и их характеристика.

3.      Индивидуальное предпринимательство без образования ЮЛ.

4.      Предпринимательская деятельность с образованием ЮЛ.

5.      Предпринимательская среда и ее особенности.

6.      Малое предпринимательство в России и за рубежом.

7.      Правовые и нормативные основы предпринимательской деятельности в РФ.

8.      Современное состояние предпринимательства в РФ.

9.      Проблемы осуществления предпринимательской деятельности в РФ и пути их решения.

10. Предприятие как основная форма осуществления предпринимательской деятельности.

11. Классификация и характеристика предприятий в РФ.

12. Коммерческие организации в российской практике и их характеристика.

13. Унитарные предприятия и их характеристика.

14. Хозяйственные товарищества и их формирование в РФ.

15. Акционерные общества в российской экономике.

16. Отраслевая принадлежность предприятий и отраслевая структура экономики.

17. Организационно-правовые формы предприятий.

18. Виды объединений предприятий и их особенности.

19. Концерн и его характеристика.

20. Особенности холдингов и их развитие в РФ.

21. ФПГ в структуре национальной экономики.

22. Проблемы и перспективы развития предприятий в РФ.

23. Венчурные предприятия и их особенности.

24. Консалтинговые предприятия в России.

25. Особенности лизинговых предприятий.

26. Организационная структура современного промышленного предприятия.

27. Особенности организационной структуры современного научного предприятия.

28. Типы организационных структур и их характеристика.

29. Механистические организационные структуры.

30. Органические организационные структуры и их особенности.

31. Направления развития и особенности современных предприятий.

32. Типы производства и их характеристика.

33. Экономика  предприятия в структуре национальной экономики.

34. Структура имущества предприятия.

35. Основные фонды предприятия и их структура.

36. Показатели оценки использования основных фондов.

37.  Амортизация основных фондов.

38. Методы амортизации и их характеристика.

39.  Оборотные средства предприятия.

40. Показатели оценки использования оборотных средств на предприятии.

41.  Нормирование оборотных средств.

42.  Нематериальные активы предприятия.

43.        Затраты на производство продукции и их классификация.

44.        Себестоимость продукции: сущность и структура.

45.        Виды себестоимости и методы ее определения.

46.        Планирование и калькулирование себестоимости продукции.

47.        Ценообразование на продукцию. Виды цен и их характеристика.

48.        Последовательность и методы определения цены.

49.   Виды ценовой стратегии современного предприятия.

50.        Структура цены на продукцию (услуги) и ее формирование.

51.    Оптовые и розничные цены на продукцию предприятия.

52.        Прибыль предприятия и источники ее формирования.

53.        Формирование прибыли на предприятии.

54.        Распределение прибыли на предприятии.

55.        Рентабельность продукции как показатель эффективности предприятия.

56.        Рентабельность предприятия и ее виды.

57.        Налоги, уплачиваемые предприятием.

58.        Качество и конкурентоспособность продукции: понятие методы оценки.

59.        Конкурентоспособность предприятия и ее оценка.

60.        Управления качеством на основе стандартов 9000:2000.

61.        Персонал предприятия и его структура.

62.        Современные инновации в РФ и их особенности.

63.        Инновационный потенциал предприятия и его оценка.

64.        Инновационная деятельность на предприятии.

65.        Управление инновационной деятельностью предприятия.

66.        Организация и планирование инновационной деятельности на предприятии.

67.        Экономическая эффективность принимаемых решений.

68.        Инвестиции: понятие, классификация, экономическая сущность.

69.        Инвестиции и инвестиционные проекты.

70.        Экономическая оценка инвестиционных проектов.

71.        Инвестиционная деятельность и механизмы ее осуществления.

72.        Источники финансирования инвестиционной деятельности.

73.        Риски предприятия и управление ими.

74.        Планирование деятельности современного предприятия.

75.        Бизнес-план и его структура.

76.        Виды бизнес-планов и последовательность разработки.

77.        Финансирование деятельности предприятия.

78.        Источники финансирования деятельности предприятия.

79.        Маркетинговая деятельность предприятия.

80.        Маркетинговые исследования рынков продукции.

81.        Особенности маркетинга услуг.

82.        Государственное регулирование деятельности предприятий.

83.        Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

 

5.2   Вопросы к  зачёту.

1.       Предприятие как основная форма осуществления предпринимательской деятельности.

2.       Предприятие: понятие и экономическая сущность.

3.       Особенности современного предприятия.

4.       Классификация и характеристика предприятий в РФ.

5.       Организационно-правовые формы предприятий.

6.       Коммерческие организации.

7.       Унитарные предприятия.

8.       Хозяйственные товарищества.

9.       Хозяйственные общества.

10.   Некоммерческие организации и их особенности.

11.  Экономика  предприятия в структуре национальной экономики.

12.  Сущность, принципы и методы планирование деятельности предприятия.

13.  Виды планов на предприятия и их характеристика.

14.  Особенности стратегического планирования.

15.  Бизнес-планирование деятельности предприятия.

16.  Назначение и структура бизнес-плана предприятия.

17.  Виды бизнес-планов и их назначение.

18.  Характеристика типового бизнес-плана.

19.  Понятие и классификация имущества предприятия.

20.  Правовые основы имущества предприятия.

21.  Понятие и сущность основных фондов предприятия.

22.  Классификация основных фондов.

23.   Сущность и методы амортизация основных фондов.

24.   Понятие и классификация оборотных средства предприятия.

25.  Характеристика оборотных средств предприятия.

26.   Нематериальные активы предприятия.

27.         Затраты на производство продукции и их классификация.

28.         Понятие, виды и формы себестоимости продукции.

29.         Структура себестоимости продукции и ее характеристика.

30.         Калькулирование себестоимости продукции.

31.         Полная себестоимость продукции.

32.         Ценообразование и виды цен на продукцию.

33.         Обобщенная модель цены и ее характеристика.

34.         Структура цены и ее формирование.

35.         Оптовые и розничные цены на продукцию предприятия.

36.         Ценовая политика предприятия.

37.         Прибыль предприятия и ее виды.

38.         Формирование прибыли предприятия.

39.         Распределение прибыли предприятия.

40.         Планирование прибыли предприятия.

41.         Рентабельность как показатель экономической эффективности.

42.         Виды рентабельности и их характеристика.

43.         Рентабельность продукции.

44.         Рентабельность активов предприятия.

45.         Рентабельность предприятия.

 

5.3 Учебная и учебно-методическая литература по курсу.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1)           Основной учебник.- Горфинкель В. Я., Купряков М., Швандар Д. В. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2003.

2)           Основной учебник.- Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательства. М.: СОФИТ, 2001.

3)           Зайцев Н. Л. Экономика предприятия. М., 2001.

4)           Максимов В. А., Ермишина А. В., Спиридонов М. А. Практикум по экономике предприятия (в 4-х частях). – Ростов н/Д.: Ростовский государственный университет, экономический факультет, УПЛ, 2005.

5)           Практикум по экономике организации (предприятия). / Под ред. Тальминой П. В., Чернецовой Е. В. - М.: Финансы и статистика, 2003.

6)           Сергеев И. В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2005.

7)           Скляренко В. К., Прудников В. М. Экономика предприятия. – М.: Инфра-М, 2005.

8)           Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Ростов-на-Дону, 2000.

9)           Ширенбек Х. Экономика предприятия. – М.: Питер, 2005.

10)       Экономика и статистика фирм: Учебник./ Под ред. д-ра экон. наук, проф. Ильенковой С. Д. М.: Финансы и статистика, 2000.

11)       Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2002.

12)       Экономика предприятия (фирмы): Практикум. / Под ред. Волкова О. И., Позднякова В. Я. М.: Инфра-М, 2003.

13)       Экономика предприятия (фирмы): Учебник. / под ред. Волкова О. И., Девяткина О. В. - М.: Инфра-М, 2005.

14)       Экономика предприятия. / под ред. проф. Семенова В. М. - М.: Питер, 2005.

15)       Экономика предприятия. / Под ред. Фалько С. Г. М.: Дрофа, 2003.

16)       Экономика предприятия. 100 экзаменационных ответов: Учебное пособие. / Под ред. Пелиха С. А., М., - Ростов-на-Дону: Март, 2003.

17)       Экономика организации (предприятия): (учебник) / Под ред. Н.А. Сафонова. – М.: Экономистъ, 2006

18)       Экономика фирмы: Учебник / Под общ. ред. проф. Н.П. Иващенко. – М.: Инфра – М, 2006

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1)           Багиев Г. Л. и др. Маркетинг. Учебник. /Под ред. проф. Багиева Г. Л. - М.: Экономика, 2001.

2)           Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Гардарики, 1996.

3)           Ворст И., Ревенлоу П. Экономика фирмы: Учебник. - М.: Высшая школа, 1994.

4)           Горемыкин В. А., Богомолов А. Ю. Планирование предпринимательской деятельности (методическое пособие). - М., 1997.

5)           Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. - М., 1997.

6)           Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика. Дело, 1992 г.

7)           Ричард Б. Чейз и др. Производственный и операционный менеджмент. - М.: Изд. дом "Вильямс", 2001.

8)           Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: Новое знание, 2001.

9)           Современная экономика. / Под ред. проф. Мамедова. О. Ю. - М.: Зевс, 1997.

10)       Современный бизнес: Учебник в 2 т.: Пер. с англ. /Д. Дж. Речлан, М. Х. Мескон, К. Л. Боуви, Дж. В. Тилл. - М.: Республика, 1995.

11)       Стивенсон В. Дж. Управление производством. - М.: Бином, 1999.

12)       Чубаков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. - М.: 1996.

13)       Шим Д. К., Сигел Д. Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат. - М.: Филинь, 1996.

14)       Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства)/ Под ред. Камаева В.Д. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1993.

15)        Экономическая стратегия фирмы. /Под ред. Градова А. П. - М., 1995.

Hosted by uCoz