Министерство
образования Российской Федерации
Московский художественно-промышленный институт
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
____________________________________
«Экономика»
по
специальности «Дизайн» (052400)
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на
заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин от ____________________________
Составлена преподавателем кафедры
Теницким Л.А.
Зав. кафедрой
гуманитарных и социально-экономических дисциплин
____________________________Прошина
Л.М.
Москва, 2007 г.
1.1. Цель курса:
Поскольку учебный курс
«Экономика» читается для студентов Московского художественно-промышленного
института. Главная цель курса - формирование у студентов основ экономического
мышления, понимание экономической политики государства, деятельности первичных
производственных звеньев, мировых экономических процессов, закономерностей
переходной экономики.
1.2. Задачи курса:
Задачей первого раздела курса
является раскрытие общих закономерностей функционирования экономической
системы, включая ее воспроизводство, источники, факторы, типы экономического
роста, цикличность развития, и на этой основе формирования у студентов
понятийного аппарата.
Во втором разделе курса изучаются законы развития рыночной системы
хозяйства, различных теоретических подходов к проблеме равновесия, как в
экономике в целом, так и на отдельных рынках.
Задача третьего раздела –
ознакомление студентов с основным направлениями государственного
макроэкономического регулирования, включая определение основных показателей
системы национальных счетов, регулирование денежной, кредитной, финансовой
систем, реализация бюджетной, налоговой политики, определение основных
параметров уровня жизни.
В четвертом разделе рассмотрены
основные параметры хозяйственной деятельности предприятия. Раскрывается суть
рекламной деятельности как атрибута его функционирования.
В разделе мировой экономики ставится
задача дать общие сведения о тенденциях развития мирового товарного, валютного,
финансово-кредитного рынков. В заключительном разделе излагается общий ход реформ
в России.
1.3. Нормативно-методические материалы:
Содержание курса
соответствует стандарту, утвержденному Министерством общего и профессионального
образования РФ, а также программе курса «Экономика», принятой на кафедре
социально-экономических и гуманитарных дисциплин МХПИ. В учебном курсе
«Экономика», изучаемом студентами института, учитываются особенности образовательной
подготовки дизайнеров, в частности хорошая гуманитарная подготовка, развитое
абстрактное и строгое логическое мышление, способность воспринимать различные
функциональные построения и зависимости. Суть авторского подхода выражается в
предельно кратком изложении теоретических положений и за счет этого в подробном рассмотрении
реальных экономических процессов, а также вопросов
практического применения
получаемых знаний в будущей специальности.
1.4. Формы и особенности организации учебного
процесса и самостоятельной работы студентов:
Организация учебного процесса
(3 курс, 6-й семестр) построена на еженедельном чтении двухчасовой лекции и на
проведении самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа
студентов, изучающих курс “Экономика”, рассматривается как одна из важнейших
форм творческой деятельности студентов по преобразованию информации в знания. В
структуру самостоятельной работы входит работа студентов на лекциях и над
текстом лекции после нее, в частности, при подготовке к контрольной работе и
зачету; подготовка к семинарским занятиям (подбор литературы к определенной
проблеме; работа над источниками; составление реферативного сообщения или
доклада и пр.).
Важнейшей формой самостоятельной работы
студентов является реферативная работа. Студент может: 1) выбрать одну из
приводимых ниже возможных тем рефератов и, самостоятельно подобрав литературу
(3-5 источников), написать реферат или 2) отреферировать одно из предлагаемых
оригинальных культурологических произведений. Проверкой усвоения материала
служит промежуточное и итоговое тестирование студентов перед сдачей экзамена.
Рейтинговая система оценки (РСО) принята в МХПИ для повышения контроля и улучшения качества
образовательного процесса. РСО обеспечивает возможность осуществления
эффективного учёта успеваемости и усвоения учебного курса. Принятая для расчёта
рейтинга 100-бальная шкала позволяет реально оценить выполнение каждым
студентом всех составляющих элементов учебного плана.
Расчёт рейтинга представляет
собой сумму баллов, которые набраны в результате семестровой работы. Система
РСО и её критерии доводится до каждого студента в начале семестра и оформляется
специальным рейтинговым соглашением. В качестве «контрольных точек» в неё
закладывается выполнение выдаваемых
заданий и результаты промежуточного контроля. В качестве примера РСО по
данной дисциплине с учётом приведенного далее содержания курса и заданий по
промежуточной аттестации может быть использован следующий вариант.
Вариант РСО по экономике.
1. Учёт посещаемости лекционных занятий. За 14
занятий (по 4 часа каждое) студент может получить от 0 до 42 баллов, из
расчёта 3 балла за занятие.
2. Выполнение заданий по промежуточной
аттестации. За три аттестации от 0 до 18 баллов, из расчёта до 6 баллов
за каждую.
3. Текущее тестирование на промежуточной
аттестации. За три тестирования от 0 до 24 баллов, из расчёта до 8 баллов за
тест.
4. Написание реферативной работы, но не более
двух за семестр, по 5 баллов за каждую.
Максимальный рейтинг по системе равен 100
баллам. Студент, набравший менее 50 баллов, к итоговой аттестации не
допускается. Участие в научной конференции добавляет 10 баллов. За каждое
пропущенное лекционное занятие студент может написать реферат из перечня
предложенных в пособии тем, но не более трёх за семестр, за каждый реферат- до
трёх балов. Рейтинг, полученный студентом, учитывается преподавателем во время
итоговой аттестации. Например, 80 и более баллов РСО может зачитываться в
качестве итоговой оценки «отлично».
1.5. Требования к уровню освоения содержания
курса:
Важнейшим требованием к
усвоению курса является умение самостоятельно и логически последовательно
объяснять во время собеседования, выступления на семинарах основные положения
изучаемых тем.
Поскольку студенты хорошо
владеют компьютером, то в качестве самостоятельной работы ставится задача
поиска дополнительной информации в Интернете с последующими сообщениями на
семинарских занятиях.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА
Раздел 1.
Система основных категорий и законов
Тема 1. Предмет и методология
экономической теории
1. Предмет и структура
«Экономики».
2. Методология, категории и
законы «Экономики».
3. Современные направления и
школы в экономической науке.
Тема 2.
Экономическая
система. Производство и воспроизводство
1. Экономическая система и ее
важнейшие элементы.
2. Типы и модели хозяйственных
систем.
3. Общественное
воспроизводство: сущность, виды, типы, подразделения.
4. Производство, распределение,
обмен и потребление как фазы общественного воспроизводства.
Тема 3. Собственность как основа
экономической системы.
Формы собственности
1. Правовое и экономическое
содержание собственности.
2. Формы и виды собственности.
Тема 4. Экономический рост и его
движущие силы
1. Понятие, факторы, типы и
цели экономического роста.
2. НТП как общая основа
экономического роста.
3. Человек – главный
фактор экономического роста.
Тема 5. Цикличность экономического
развития
(экономического роста)
1. Общие основы и конкретные
причины циклов.
2. Промышленный (деловой) цикл
и его фазы.
3. Длинные волны развития
экономики.
Тема 6. Общая характеристика
рыночной системы хозяйства
1. Товарное производство как
основа рыночной экономики.
2. Структура и функции рынка.
Субъекты рыночных отношений. Рыночная инфраструктура. Кругооборот товаров,
услуг и доходов.
3. Основные черты рынка
совершенной и несовершенной конкуренции.
Тема 7.
Законы
рыночно-конкурентного механизма
1. Сущность и функции закона
стоимости.
2. Закон спроса и предложения.
Равновесная цена. Взаимодействие спроса и предложения в краткосрочный и
долгосрочный периоды.
3. Закон конкуренции и его роль
в современной экономике.
Тема 8. Механизм функционирования
товарного рынка
(экономическое равновесие на рынке)
1. Экономическое равновесие на
рынке: общие понятия.
2. Классическая схема
равновесия на рынке.
3. Кейнсианская модель
равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.
4. Монетаристская концепция
вывода экономики из стагфляции.
Тема 9. Рынок труда и особенности
его функционирования
1. Теоретические подходы к
анализу рынка труда.
2. Рабочая сила и показатели ее
использования.
3. Направления и методы
государственного регулирования рынка труда.
Тема 10. Национальный продукт и его
формы
1. Система национальных счетов
как совокупность взаимоувязанных показателей.
2. Валовой внутренний продукт
(ВНП) и его содержание.
3. Национальный доход:
структура и направления использования.
4. Национальное богатство и
проблемы его использования.
Тема 11. Денежно-кредитная,
финансовая системы и их важнейшие
структурные элементы
1. Понятие и типы денежных
систем. Виды денег. Денежная масса и ее структура.
2. Сущность кредита. Формы,
виды и принципы кредита.
3. Сущность, функции и структура
финансов.
Тема 12. Государственный бюджет и
его структура
1. Бюджетная система:
содержание, уровни, функции.
2. Доходная и расходная часть
госбюджета и их структура.
3. Бюджетный дефицит.
Государственный долг. Управление государственным долгом.
Тема 13. Налоги и современная
система налогообложения
1. Сущность и принципы
налогообложения.
2. Виды налогов.
3. Направления, формы и методы
государственного макроэкономического регулирования.
Тема 14. Предприятие и основные
параметры его хозяйственной деятельности
1. Издержки производства и
экономическое равновесие предприятия.
2. Прибыль и объемы
производства в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
3. Сущность земельной ренты,
заработной платы и ссудного процента.
Тема 15. Основные черты и важнейшие
закономерности развития
мирового хозяйства
1. Интернационализация
экономики и мирохозяйственные связи.
2. Мировой рынок и его
особенности. Система регулирования внешнеэкономических связей.
3. Система международных расчетов
и ее финансово-кредитные институты.
4. Рынок ссудного капитала.
Тема 16. Основные направления
хозяйственных реформ и их
социально-экономические итоги
1. Объективная необходимость
хозяйственных реформ в России.
2. Российская специфика и
необходимость ее учета при реформировании экономики.
3. Пути выхода страны из
кризиса.
III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов, тем |
Всего часов (общая трудоемкость) |
Распределение занятий |
|||
лекции |
Самостоятельные занятия |
|||||
|
Раздел 1.
Система основных категорий и законов
|
|||||
1 |
Предмет
и методология экономики |
1 |
1 |
– |
||
2 |
Экономическая
система. Производство и воспроизводство |
6 |
2 |
4 |
||
3 |
Собственность
как основа экономической системы. Формы собственности |
4 |
2 |
2 |
||
4 |
Экономический
рост и его движущие силы |
4 |
2 |
2 |
||
5 |
Цикличность
экономического развития (экономического роста) |
4 |
2 |
2 |
||
|
Раздел 2. Основы
рыночной экономики |
|||||
6 |
Общая
характеристика рыночной системы хозяйства |
3 |
1 |
2 |
||
7 |
Законы
рыночно-конкурентного механизма |
4 |
2 |
2 |
||
8 |
Механизм
функционирования товарного рынка (экономическое равновесие на рынке) |
6 |
2 |
4 |
||
9 |
Рынок
труда и особенности его функционирования |
4 |
2 |
2 |
||
|
Раздел 3. Экономика
народного хозяйства |
|||||
10 |
Национальный
продукт и его формы |
4 |
2 |
2 |
||
11 |
Денежно-кредитная,
финансовая системы и их важнейшие структурные элементы |
4 |
2 |
2 |
||
12 |
Государственный
бюджет и его структура |
4 |
2 |
2 |
||
13 |
Налоги
и современная система налогообложения |
4 |
2 |
2 |
||
|
Раздел 4. Экономика предприятия
|
|||||
14 |
Предприятие
и основные параметры его хозяйственной деятельности |
6 |
2 |
4 |
||
|
Раздел 5. Мировая экономика
|
|||||
15 |
Основные
черты и важнейшие закономерности развития мирового хозяйства |
4 |
2 |
2 |
||
|
Раздел 6. Переходная
экономика России |
|||||
16 |
Основные
направления хозяйственных реформ и их социально-экономические итоги |
Изучается самостоятельно |
||||
|
Всего часов
|
62 |
28 |
34 |
||
IV. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
По итогам проводится зачет.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
5.1. Рекомендуемая литература (основная):
1. Основной учебник. - Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. М.,
2003.
2. Основной учебник.- Гребнев Л.С. Нуреев Р.М.
Экономика. Учебник для студентов неэкономических специальностей и
направлений. Москва. ВИТА-Пресс, 2000 г.
3. Курс экономической теории:
Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 2001.
4. Новая экономика: Учебное
пособие / Под ред. С. Меньшикова. М., 1999.
5. Современная экономика:
Учебное пособие / Под ред. О.Ю. Мамедова. Ростов-на-Дону, 1996.
6. Экономика (экономическая
теория): Учебное пособие / Под ред. Б.Д. Бабаева. Иваново, 2002.
7. Экономика: Учебник /
Под ред. А.С. Булатова. М. (последнее издание).
8. Экономическая теория.
Политэкономия: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина,
Г.П. Журавлевой. М. (последнее издание).
9. Экономическая теория:
Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. М., 1999.
10. Экономическая теория: Учебник / Под ред. С.С. Носовой. М., 1999.
11. Мэнкью. Н. Принципы экономики. СПб., 1999 г.
12. Котляр Ф. Основы маркетинга. Любое изд.
5.2. Рекомендуемая
литература (дополнительная):
1.
Абалкин Л. Стратегия России: взгляд в
завтрашний день (методологические размышления) // Экономист. 2003.
№ 7.
2.
Артемова Л., Назарова А. Состояние
экономики и краткосрочный прогноз // Экономист. 2002. № 11.
3.
Астапов К. Инновации промышленных предприятий и
экономический рост // Экономист. 2002. № 6.
4.
Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в
Российской Федерации // Экономист. 2003. № 2.
5.
Балацкий Е. Недостатки антимонопольного
регулирования // Экономист. 2003. № 5.
6.
Бобков В. Анализ социально-экономической дифференциации //
Экономист. 2003. № 7.
7.
Виссарионов А., Федорова И. Государственный
сектор: границы, контроль, управление // Экономист. 2003. № 6.
8.
Воронин Ю. От дефицита начала реформ к
профициту «дерегулирования» // Экономист. 2002. № 12.
9.
Гаврилова Н. К вопросу о государственном
долге // Экономист. 2003. № 4.
10. Глазьев С.,
Жукова М. Бюджет 2003: очередной выбор социально-экономической
политики // Рос. экон. журн. 2002. № 9.
11. Губанов С.
Производительные силы: переход к технократической эпохе // Экономист.
2002. № 7.
12. Губанов С.
Темпы роста и воздействие на них государства // Экономист. 2003. № 6.
13. Дахин В.
Глобализация: социальные и политические последствия // Свободная мысль.
2002. № 12.
14. Живалов В.
О комплексном регулировании финансовых потоков // Экономист. 2002.
№ 12.
15. Заика И.,
Крюков А. Национальная экономика и инвестиции // Экономист. 2003.
№ 7.
16. Зуев А.,
Мясникова Л. Состоится ли капиталистическая революция // Свободная
мысль. 2002. № 7.
17. Конкурентоспособность
экономики – функция системы воспроизводства (экономический обзор) //
Экономист. 2003. № 4.
18. Кузьмин С.
Сдвиги и проблемы в социально-экономическом развитии России // Экономист.
2002. № 7.
19. Куликов В.
Достигнут ли баланс интересов работников и работодателей? (К оценке принятого
Трудового Кодекса) // Рос. экон. журн. 2002. № 2.
20. Курдявый В.
Об альтернативе проектируемому варианту реформирования отечественной
энергетики // Рос. экон. журн. 2002. № 10.
21. Кушлин В.
Движущие силы эволюции национальной экономики // Экономист. 2003.
№ 8.
22. Лебедев В.Г.
Государственный заказ как система устойчивого развития // Экономист. 2003.
№ 5.
23. Липатова Л.
Оплата труда на российских предприятиях // Экономист. 2003. № 3.
24. Лучко М.
Прямые инвестиции: движение и значение // Экономист. 2003. № 3.
25. Львов Д.
Какая экономика нужна России? // Рос. экон. журн. 2002. № 11—12.
26. Любимцева С.
Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке // Экономист.
2002. № 5.
27. Любимцева С.
Структурная модернизация экономики // Экономист. 2003. № 2.
28. Мазин А.
Что цикл грядущий нам готовит? // Свободная мысль. 2003. № 5.
29. Макаров В.
Контуры экономики знаний // Экономист. 2003. № 3.
30. Никитин С.
Прибыль и зарплата в развитой рыночной экономике // МЭМО. 2000. № 7.
31. Николаева М.,
Махотаева М. Концепция реформирования налоговой системы // Экономист.
2003. № 4.
32. Новосельский В.,
Торон В. Энергосбережение как фактор экономического роста // Экономист.
2003. № 4.
33. Олейник Ю.
Природный фактор хозяйственно-экономической деятельности // Свободная
мысль. 2002. № 11.
34. Орлов А.
Развитие экономики зависит от человеческого фактора // Экономист. 2002.
№ 12.
35. Плышевский Б.
Показатели результативности рыночных реформ // Экономист. 2002. № 7.
36. Плышевский Б.
Факторы послекризисного восстановления экономики // Экономист. 2002.
№ 4.
37. Гороховский А.
Рыночный курс: противоречия и перспективы // Экономист. 2002. № 8.
38. Райская
Н. и др. Ценовая политика и экономический рост // Экономист. 2003.
№ 5.
39. Рубанов В.
Субъект технологической модернизации // Свободная мысль. 2002. № 11.
40. Рудык Э.
Управление трудом в России: к вопросу о применении японского опыта // Рос.
экон. журн. 2002. № 1.
41. Савчук Н.
Приоритеты воспроизводства прогрессивных технологий (теория и методология) //
Экономист. 2003. № 4.
42. Слипенчук М.
Структурные особенности источников инвестиций // Экономист. 2002.
№ 10.
43. Спицын А.
Воспроизводство и развитие экономического потенциала // Экономист. 2002.
№ 5.
44. Тарануха Ю.
Рабочая акционерная собственность, ее потенциал // Экономист. 2003.
№ 3.
45. Теории
больших циклов конъюнктуры и исследования циклической динамики (цикл статей):
Материалы к Международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня
рождения Н.Д. Кондратьева. М., 2002.
46. Ханин Г.
Кратковременная пауза или конец ремиссии // Свободная мысль. 2002.
№ 6.
47. Экономика
предприятий (подборка статей) // Вопросы экономики. 2000. № 9.
Темы рефератов по экономике
1. Роль иностранного капитала в экономике России на
рубеже ХIХ - ХХ веков.
2. Акционерные компании, характеристика и деятельность на рынке.
3. Акционерные общества: принципы создания и функционирования.
4. Безналичные расчеты в экономике.
5. Виды, формы и сущность оптовой торговли.
6. Влияние государства на экономику и его формы.
7. Внутренний рынок и торговый быт современной России.
8. Государственное регулирование экономики в условиях рынка.
9. Государственное регулирование экономики, его формы и методы.
10. Денежная система Российской Федерации.
11. Денежно-кредитное регулирование в условиях рыночной экономики
12. Деньги и их роль в современной экономике.
13. Инвестиции и инвестиционный климат в современной России.
14. Инновационная политика в условиях рынка.
15. Инфляция и ее определяющие факторы.
16. Инфляция: сущность, формы и причины
17. Исключительная экономическая зона, понятие и характер.
18. Кредитная политика государства в современном мире.
19. Монополии и их характер.
20. Монополии в России.
21. Олигополистический рынок: сущность, особенности механизма
22. Организационные формы предпринимательской деятельности
23. Организация и деятельность АО.
24. Основы теории финансов.
25. Поручительство и его виды.
26. Правовое положение акционерного общества
27. Проблемы привлечения иностранного капитала в Россию.
28. Происхождение, сущность и функции денег.
29. Промышленная политика и её регулирование.
30. Реклама и современный бизнес.
31. Роль и функции государства в рыночной экономике.
32. Рынок труда.
33. Рынок, его развитие.
34. Рыночный механизм и его функции.
35. Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства.
36. Свободные Экономические Зоны (СЭЗ) в России.
37. Собственность в экономических условиях.
38. Совместное предприятие, общая характеристиква.
39. Закон денежного обращения.
40. Теории длинных волн в экономике.
41. Шведская экономическая модель
42. Эволюция денег и природа современных кредитно-бумажных денег.
43. Экономика переходного периода в России.
44. Экономическая реформа 1993 г. в России.
45. Социальная и экономическая государства.
5.3. Примерный
перечень вопросов к зачету